Ф Е О Д О С И Я
Вторник, 26.11.2024, 19:43



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Феодосия - древний город ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Форма входа

Меню сайта

 

 

   Скромная, тихая Феодосия в 1971 году отметила свое 2500- летие. В Европе с ней могут соперничать древностью лишь Афины, Рим и Керчь. Само географическое положение Феодосии (между севером и югом, западом и востоком, сушей и морем) во многом определило ее историческую судьбу.
   В VI веке до нашей эры поселение (торговую факторию) основали купцы- мореходы из древнегреческого города Милета , назвав ее Феодосия (Богом данная).
 
   Довольно скоро фактория превратилась в небольшой типичный греческий полис. В 355 году до н.э., в результате длительной борьбы, она была включена в состав Боспорского государства. Древний город находился в районе нынешнего Карантинного холма.
   Античная Феодосия была разрушена в IV веке нашей эры во время нашествия гуннов.  
   В первых веках н.э. здесь было небольшое христианское поселение, в котором жили аланы и называлось оно Ардабда (Семибожная). К VI веку всё южное побережье Таврики находилось в сфере сильнейшего влияния Византийской империи. По всей Таврике идет строительство монастырей и крепостей, вокруг которых концентрируется местное христианское население. 
   В конце VII- начале VIII веков на полуостров вторгаются хазары, многие христианские поселения исчезают, а на их месте возникают хазарские. Хазары захватили и селение Ардабда. 
   В период с XI по XIV века происходила массовая миграция армян на полуостров. Спасаясь от набегов завоевателей , они перебрались в Таврику.
Кафа, Кучук- Истамбул

    В период раннего Средневековья на развалинах древнегреческой Феодосии возникло новое поселение- Кафа. XIII век характеризуется господством на море- генуэзцев, на суше- татар. Территория Феодосии вошла в состав крымского улуса Золотой Орды. Во второй половине XIII века генуэзские купцы приобрели у татарского хана Оран- Тимура участок побережья Феодосийской бухты и основали свою факторию, сохранив название Кафа.
 
     
 
 
 
       Два столетия Кафа находилась под владычеством генуэзцев. Опасаясь набегов татар, они обнесли город мощными, до 12 м высоты и 2,5 м -толщины каменными стенами и множеством башен, вырыли перед крепостными сооружениями глубокий канал, возвели цитадель.
 
 
      Эти сооружения и сейчас выглядят внушительно, а тогда это была одна из самых мощных в Европе крепостей. Однако мощные стены помогали не всегда. В 1347 году чтобы сломить осажденных хан Джанибек приказал забрасывать в город трупы умерших от чумы. Вскоре и среди осажденных началась чума. Защитники были вынуждены бежать в Европу и вместе с ними туда пришла эпидемия, унесшая 24 миллиона жизней. В XIII- XV веках Кафа была центром работорговли в Черноморском бассейне, одним из центров Великого шелкового пути, через который шли торговые пути на Запад и Восток.
 
 
 
     Город процветал. После падения Константинополя и гибели Византии, в 1475 году турки захватили Кафу и остальные генуэзские владения. Город был переименован в Кефе и стал центром крымской провинции султана- санджака. Город по- прежнему являлся главным невольничьим рынком в Крыму. Турки основательно перестроили город на свой лад, подчеркивая его значение, называли его Кучук- Стамбул (Малый Стамбул).
 
      В 1475 году Кафа вместе со всеми генуэзскими владениями была аннексирована османскими войсками, во главе которых стоял полководец Гедик Ахмет Паша. Большинство генуэзцев было казнено, а консул Каффы Антониотто да Кабелла был сослан на галеры. С османским завоеванием связаны названия двух хребтов к юго-западу от Феодосии — Биюк- и Кучук- Янышары (большой и малый янычары.
 
 
 
      Кефе (так турки называли Кафу) стал одним из главных турецких портов на Чёрном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на украинские, русские, польские земли.
 
 
      В османскую эпоху город часто называли Кючюк-Истанбул — Маленький Стамбул и Крым-Стамбул, подчеркивая его важность и большое население. В 1682 году в городе насчитывалось 4000 домов, 3200 мусульманских и 800 христианских. При турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укрепленным пунктом, однако сильно обезлюдел. Важным промыслом в окрестностях Кафы была добыча самосадной соли в естественных лиманах.

       Посетивший в XVIII веке Крымское ханство Иоганн Тунманн говоря о городе отмечал: Кеффе, или Каффа , по-гречески «Кафас» самый большой и важный город в Крыму. Его называют Кырым-Стамбули и Ярым-Стамбули, т. е. крымским Константинополем и полу-Константинополем.
 
       Он лежит на склоне пустынного, каменистого, песчаного холма, на берегу моря и имеет длинную и узкую форму. Он имеет высокие стены и башни, теперь очень разрушенные, два крепостных замка , около 4000 домов и много мечетей; все они, кроме одной, имеют плохой вид. Греки имели здесь еще недавно двенадцать церквей, армяне — 32 и католики одну — св. Петра. Но эта последняя и многие другие теперь уже в развалинах. 

         Население Кефе в XVI веке

     Город Кефе делился на внутреннюю крепость, наружную крепость и пригород. Внутреннюю крепость называли «франкской» (тур. Frenk hisarı). Франками османцы называли всех западноевропейцев (иатальянцев, испанцев, французов, немцев, англичан).
     Во внутренней крепости располагалась администрация города. Во внешней крепости, которую называли также Бирун, жили ремесленники, торговцы, музыканты и т. д. За пределами крепости в пригороде, называемом также Хаки, жил простой народ.
 
     Христианам и иудеям не разрешалось жить во внутренней крепости, только во внешней и пригородах. Мусульманское население делилось на две категории: платившие в казну налоги (осм. hane-i avarız) и освобождённые от них (hane-i gayrı-ez avarız). Ко второй категории относились чиновники, военные, учителя и учёные, а также очень нищие люди, не способные платить налоги.
     Население мусульманских кварталов (махалле) города в 1542 году. Кварталы назывались по квартальной мечети, а мечети почти всегда по имени человека, её построившего, или бывшего там имамом.
 
     В 1771 году , во время русско- турецкой войны, город был взят российскими войсками князя Долгорукого. В 1787 году его посетила императрица Екатерина II во время своего крымского путешествия. Однако некогда цветущий город, один из важнейших в прошлом торговых центров на Черном море, еще долгие годы находился в запустении.
      Лишь в конце XIX столетия, после прокладки железной дороги и завершения строительства торгового порта , Феодосия стала превращаться в крупный экономический и торговый центр. В этот период начинается крупное городское строительство.
 
Древний храм святого Георгия Победоносца
 
  
 
     Древний храм святого Георгия Победоносца, расположенный на небольшой возвышенности недалеко от Иверской церкви и в 150 м к востоку от цитадели Кафы, был в XIV веке частью православного монастыря.
     - Известно, что монастырь был построен маркизом Асланом, который был мусульманином, принявшим христианство, но сохранившим прежнее имя, как это было принято среди христиан того времени в Крыму, - рассказал помощник Благочинного отца Антония, Олег Павлов.
     Монастырь упоминается в грамоте Константинопольского патриарха 1395 года. Здесь в те времена находилось посольство патриарха Иерусалимского, отсюда отправлялись на Святую землю в Иерусалим многочисленные паломники.

     По словам О. Павлова, монастырь управлялся семью блюстителями, которые смотрели за ним.
     – Когда кто-либо из них умирал, остальные шесть избирали нового, чтобы число «семь» никогда не уменьшалось. Еще при жизни маркиз Аслан заповедал, чтобы никто из его родственников не был допущен к управлению монастырем, - утверждает О. Павлов.  
Известно, что блюстители монастыря искали помощи и защиты у Константинопольского патриарха, после чего монастырь стал напрямую управляться патриархом и получил от него грамоту, в которой обещал свою помощь, присмотр и защиту.
     Сейчас храм восстанавливается, но для свободного посещения закрыт. Попасть внутрь можно в сопровождении экскурсовода. В помещении храма находится экспозиция по истории средневековых православных храмов Карантина, макет консульской цитадели XIV века.
 
     Храм назван в честь святого Великомученика Георгия Победоносца. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Юношей он поступил на военную службу, где его храбрость и мужество были замечены императором Диоклетианом.В 20 лет Георгий был принят в стражу императора. Он открыто считал себя христианином. Но после того, как император Диоклетиан, будучи противником христианской веры, начал гонения на христиан, Георгий сложил с себя военный чин. Он стал исповедником христианства и на вопрос о делах Христовых отвечал: «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».
 
     Георгий творил многие чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников. За это он был подвергнут изощренным пыткам и обезглавлен.
     Почитание святого Георгия началось на Руси в X- XI веках. Он изображается на иконах в виде всадника-змееборца с копьем и щитом или мечом и копьем. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом. Он считается покровителем воинства.
 
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024